Меню

Учителя не держатся за работу

28 июня в 17:57 3 Волоцкова Дарья Андреевна
Учителя не держатся за работу
Пятая часть российских учителей думают об уходе из школы

Член центрального штаба ОНФ, зампред комитета Госдумы по образованию Любовь Духанина считает нужным отказаться от непрозрачной системы расчета зарплаты, практики разделения на базовую и стимулирующую часть и вернуться к гарантированному окладу за одну ставку учителя.
Володина Ирина (Руководитель , Emotional English) Володина Ирина (Руководитель , Emotional English)

Да дело не только в зарплате. Учителя не хотят работать в школе – потому что они занимаются не сколько преподаванием, сколько постоянным заполнением электронного журнала, новым оформлением новых списков, постоянно появляющимися новыми формами оформления планов работы и другой ерунды. Итого – отработав 6 уроков в школе, придя домой учитель тратит еще порядка 4 часов на заполнение журналов по каждый день меняющимся требованиям, плюс к этому – проверка тетрадей. А если ты ещё и классный руководитель – так вообще – это работа 28 часов в сутки.
И именно этот труд не ценится ни государством, ни обществом.
Вместо того, чтобы быть учителем – учителям приходится делать вид, что они учат, т.к. именно прямыми обязанностями некогда заниматься. И когда зарплата зависит не от количества уроков, а от количества сертификатов и пр – то и работать не хочется.

Коротин Вячеслав Олегович (Корреспондент, "Пермь Великая") Коротин Вячеслав Олегович (Корреспондент, "Пермь Великая")

Стимулирующая часть зарплаты учителей — самое глупое, что можно было когда-либо придумать. Вроде бы на лицо выгода — учителя за свою активность получают баллы, которые потом превращаются в рубли. Правда, есть слишком много «но». Проверяют портфолио учителя администрация школы. Тут играет большую роль личностный фактор. Если учитель с руководством школы в хороших отношениях, то и количество баллов при проверке не сократится, а то и увеличится. Если же наоборот, то проверка портфолио, на основании которого потом и выплачивается стимулирующая часть, может стать инструментом мести. В таких случаях баллы могут сокращаться только так.
Ещё один существенный недостаток этой системы в том, что учителя забывают о своей основной работе. Для них каждодневным трудом становится получение разных сертификатов (в большинстве случаев просто за участие — приехал на какую-нибудь конференцию или семинар, подремал в уголке и получил какую-нибудь бумажку, которую потом в портфолио можно смело прикреплять), придумывание фейковых классных мероприятий и пихание учеников на всевозможные конкурсы и олимпиады.

Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам") Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам")

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели в мае 2018 года масштабное исследование, включающее опрос более 3000 учителей школ в 82 регионах страны, составив мониторинг реальных зарплат преподавателей средних учебных заведений, и получили картину, сильно отличающуюся от официальной. Выяснилось, что зарплаты учителей оказались заметно ниже публикуемый Росстатом статистики, а нагрузка – крайне высокой. Более того, выяснилось, что каждый третий учитель в России не знает, как рассчитывается его зарплата, начисляются ли стимулирующие и компенсационные выплаты. «Темпы роста зарплаты остаются незначительными и не позволяют достичь уровня, о котором заявляет Росстат», – сделали вывод в ОНФ. К примеру, в Мурманской области, по данным опроса, учителя зарабатывают в среднем 36 382 руб., а по официальной статистике – 50 560 руб. Но даже эту зарплату педагоги получают при крайне высокой нагрузке, подчеркивают эксперты. Больше всего им приходится работать в Кемеровской, Костромской и Самарской областях – более 30 уроков в неделю. Каждый четвертый учитель работает по совместительству, а каждый пятый из-за высокой нагрузки подумывает об уходе из школы. Кроме того, 7% опрошенных учителей говорят о полной или частичной невыплате зарплаты, 23% – о ее неправильном начислении, а 57% не получают компенсационных выплат за сверхурочную работу или совмещение. По данным же Конфедерации труда, даже мониторинг ОНФ даже приукрашивает ситуацию - фактические зарплаты учителей постепенно уменьшаются. Как отмечает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий: «Есть легальные способы превратить на бумаге маленькие зарплаты в большие. Например, в Москве в статистику до 2018 г. входили только постоянные работники, у которых есть договор на неопределенный срок, а совместителей, у которых зарплаты меньше, в статистике не было». В этом плане весьма «показательно!» выглядят разовые февральские выплаты отдельным категориям бюджетных работников, составлявшие от 3-х до 5-ти месячных окладов: подавляющее большинство опрошенных педагогов никаких дополнительных зарплат не получали, а многие о них даже не слышали, однако, формально уровень доходов учителей на определенный момент был поднят до уровня, соответствующего целевым показателям.

Читайте также